Велюр
По-французски – «велюр», по-русски – «бархат»
Латинское слово villosus переводится как «волосатый, мохнатый». Очевидно, слово «велюр» имеет латинские корни. Бархат – это ткань с ворсом. Слово происходит вероятно от немецкого Barchent. Французское слово Velours также заимствовано русским языком и стало обозначать ткань велюр как разновидность бархата, но с более длинным ворсом. Английское слово Velvet в русском языке стало названием уточного бархата в рубчик различной ширины – вельвет.Из глубины веков
Древние цивилизации выпускали ткани, секрет производства которых не найден до сих пор. Так было с некоторыми видами тканей Древнего Египта. К счастью, секрет производства бархата нам известен. Бархат начали производить в Китае. Первый бархат был шёлковым. Китай долго держал в секрете производство шёлка, вывоз гусениц тутового шелкопряда был строго запрещён. Когда гусеница тутового шелкопряда окукливалась, её умерщвляли и разматывали кокон.
Средняя длина кокона составляет 1500 метров. При этом шёлковая нить, годная для производства шёлковых тканей составляла всего 300 метров. У китайцев возник резонный вопрос: как можно применить «отходы» – не однородные, разные по толщине мохнатые нити? Древние мастера додумались ввести в ткани третью систему нитей. Дополнительная система нитей сейчас носит название ворсовой. Ворс, вплетается в систему коренных нитей основы и утка. Благодаря высокой плотности полотняного или саржевого переплетения коренные системы хорошо удерживают ворс. В зависимости от длины ворса ткань называется бархатом, панбархатом, велюром, плюшем. Ворс на поверхности тканей и изделий может быть коротким и длинным, сплошным или рисунчатым в виде ворсовых продольных рубчиков различной ширины, полос, мелких ворсовых рисунков в пределах широких ворсовых полос, крупных ворсовых узоров.
Разновидности ворсовых тканей
Бархат и полубархат выпускают гладкоокрашенными и с печатными рисунками, они имеют на лицевой стороне сплошной короткий ворс. Бархат вырабатывают в основе и утке из гребенной пряжи, полубархат имеет в уточной системе однониточную пряжу.
Так популярные вельветы получаются при вплетении нитей в уточную систему. То есть вельвет – это разновидность уточного бархата. Вельветы имеют на лицевой поверхности ворсовые продольные полосы. В зависимости от ширины ворсовой полосы различают вельвет-рубчик с узкой полосой и вельвет-корд с широкой ворсовой полосой.
В 20 веке к ворсовым тканям прибавился ещё мех на тканой основе. Сейчас ворсовые материалы вырабатываются на двухполотных саморезных ворсовых станках и имеют ворс из дополнительной основной системы. Некорректно говорить о том, что бархат производится из пяти систем пряжи. Бархат конечно же производится из трёх систем. Просто, современное производство ворсовых материалов организовано так, что два полотна ткутся вместе, а связывает их ворс, ворс разрезается и образуется два отдельных полотна.
Европейская история бархата
Но вернёмся к истории появления шёлкового бархата в Европе. С развитием Великого Шёлкового пути, яйца тутового шелкопряда и семена тутовых деревьев были вывезены из Китая в 1 веке нашей эры двумя монахами по приказу византийского императора. Приблизительно в это же время шёлк начинают производить и арабы. По Великому Шёлковому пути продолжает экспортироваться шёлковые ткани из Китая, но объём их постепенно падает – в раннем средневековье Италия начинает производить шёлковые материалы самостоятельно. В середине 11 века в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. Ткацкие мануфактуры были открыты при монастырях. Это обеспечивает церкви и ежегодные мистерии ещё большим величием и помпезностью. Бархат вышивают золотым и серебряным шитьём для риз высших церковных сановников и убранства храма. Постепенно бархат начинает производиться для знати и священников всех стран Европы. Стоит он по-прежнему баснословных денег.
Эпоха Ренессанса или Возрождения пришла на смену Позднему Средневековью. Это послужило началом развития технического прогресса общества. Теперь вся жизнь, всё искусство восстали против схоластики и обезличивания индивида как слуги Бога. Человек – к нему обращено всё внимание художников. Каждая личность интересна. Индивидуальность личности стала отражаться в костюмах высшего сословия. Пришедшая на смену цветной геральдике Средневековья шикарная чопорность голландского костюма способствовала открытию текстильных мануфактур по всей Европе. Бархат знатным горожанам требовался теперь не только для мантий, парадной обуви и головных уборов, но и для мужских панталон и камзолов, и женских закрытых платьев. Строгим бархатным одеянием голландец старался создать образ богопослушного смиренного человека. Впервые костюм взял на себя функцию не только статусную, утилитарную, декоративную, но и функцию создания образа смирения. Общество и наука развивались, человек теперь начинал жить, опережая религию, и внешнее зачастую лицемерное смирение, в то же время, показывающее благосостояние, создало такой популярный в 16 веке голландский костюм.
С 17 века законодательницей мод (вспомните романы А. Дюма) становится Франция, и с этого времени она не уступает никому своих позиций. Этому способствовало ослабление Голландии. Золотой век Людовика 14 или Великого Людовика, который правил своей страной более 70 лет, обеспечил Франции господствующие позиции во всей Европе. Политическая хитрость монарха, благоприятное месторасположение страны, развитие мануфактур, торговля, внутренняя политика и налоговое ужесточение по отношению к низшим сословиям улучшает благосостояние дворян, поддерживает военную мощь страны, позволяет развивать науку и искусства. Развивается театр. При французском дворе и в Версале открываются королевские швейные мастерские.
Людовиком 14 не только бесконечно воевал, но и устраивал балы, которые иногда превращались в соревнования между щёголями. Именно щёголями – мужской костюм 17 века опережает по пышности и нарядности женский. Камзол обязательно шился из бархата и украшался вышивкой и кружевом. Тогда же возникает во Франции и текстильная аппликация. Бархатные выпады при раскладке лекал, используются для изготовления текстильных брошек, которые модно было прикалывать на платье контрастного цвета.
Благоприятное для искусств время правления Людовика вкупе с экспрессивной и творческой натурой французов и позволило стать Франции законодательницей мод. Если проехать в пригород Парижа, резиденцию французских королей Версаль и пройти по королевским залам и покоям, можно заметить, что велюр присутствует в убранстве и спален и залов для приёма. Такого текстильного убранства нет в других культурах. Французы в хорошем смысле помешаны на тканях и интерьерах с текстилем. В Версале повсюду висят картины с изображением Наполеона. Парадная пурпурная наполеоновская мантия из велюра, отороченная мехом соболя и украшенная мехом горностая – своего рода символ одного из самых знаменитых монархов мира.
В 18 веке европейский мужской костюм становится сдержанным и по цвету, и по покрою. Женское платье выходит на первый план. После моды в женском платье на античный стиль, бархатное платье с кринолином занимает прочные позиции и останется популярным вплоть до 20 века. В начале 19 века ткачи начинают производить бархат на хлопчатобумажной основе. С этого момента дамы всех сословий теперь могут позволить себе бархатное платье.
Вспомним знаменитую сцену из фильма «Унесённые ветром». Во время тяжёлой войны между Севером и Югом несчастной Скарлетт надо во что бы то ни было соблазнить Ретта Батлера. Она бросает взгляд на изумрудный бархатный занавес, и… перешивает из него себе платье. Конечно, велюр для обивки и драпировки отличается по своим свойствам от велюра для одежды, но в экстремальных условиях все идеи хороши. Это был велюр уже на хлопчатобумажной основе.
История продолжает или бархат и велюр в современности
В 20 веке с развитием химической промышленности производство велюра ещё больше удешевляется. Бархатные ткани становятся ещё более разнообразным по толщине и фактуре, на бархате прессуют рисунок или выполняют его специальной техникой травления, получая бархат-деворе, что в переводе с французского означает «выжженный» рисунок. Появляется и бархат на трикотажной основе из синтетических нитей. Удельный вес велюра и бархата уменьшается, формообразующие и пластичные свойства прогрессируют, бархат становится более струящимся.
Велюровые изделия из натуральных волокон часто используют в детской одежде – велюр обладает хорошими теплозащитными свойствами и очень красив. Чем же привлекал бархат во все времена? Конечно же роскошью. Роскошь этого материала достигается за счёт сложной игры света, проходящего через ворсовые слой материала. Из-за различного угла наклона каждой ворсинки, человеческий глаз по-разному воспринимает поглощённый волокном цвет – этим достигается своеобразный эффект бархата и велюра: кажется, что свет «передвигается» по микротоннелям ворса, создавая мягкий эффект переходов от матового к глянцу.
В интернет-магазине «Одеон» Вы сможете купить велюр в совершенно французском стиле. Этот тонкий трикотажный велюр с эффектом теснения и примятости позволит Вам создать потрясающую вечернюю одежду и коктейльный платья. Велюр от «Одеона» идеален для изготовления игрушек. С таким велюром Вы создадите шикарную игрушку. Набить авторскую игрушку и «одеть» её всегда поможет «Одеон». Всегда имеется в продаже наполнитель в ассортименте, ситец и лён для кукольной одежды.
«Секреты» работы с велюром
При работе с велюром следует соблюдать следующие правила.
– При раскрое следить, чтобы все детали выкройки были выложены в одном направлении. В противном случае вы получите изделие или игрушку с фрагментами разного цвета. Если же вы добиваетесь шахматного эффекта в изделии, тогда, наоборот, надо вкладывать детали в строго противоположном направлении.
– При пошиве бархата и велюра следует использовать тонкие иглы. Нитки подбирать в цвет. Запомните правило: при отсутствии нити нужного цвета, следует брать оттенок более тёмный по отношению к основной ткани.
– Влажно-тепловая обработка велюра должна быть крайне щадящей, лучше производить её на выпуклой поверхности, прижимая утюг не плотно. Старайтесь использовать принудительно парогенератор. Всегда при работе с велюром следует использовать белый проутюжильник или сам велюр из остатком лицом к лицу.
Помните: ласы на велюре и бархате – проблема номер один всех портных мира. Хотите шикарное изделие или игрушку? Это вполне возможно даже начинающей рукодельнице. Создайте себе французское бархатное настроение вместе с интернет-магазином «Одеон»!
Имя автора
|
Екатерина Максимова |
Ссылка автора
|
https://vk.com/id151366244 |